Комплимент и критика, похвала и осуждение
Когда нам нравится или не нравится человек, мы уделяем ему наше внимание, то есть нашу энергию. Результатом внимания является перевод нашего внимания в чувства и мысли, которые находят свое «воплощение» в словах, в том числе и во внутренней речи. Наше внимание к человеку может выражаться как в позитивном ключе (похвала, комплимент), так и в негативном (осуждение, критика). Что интересно, и позитивное и негативное выражение нашей заинтересованности в судьбе человека, часто основано на нашем желании помочь человеку измениться к лучшему.
Эти четыре термина комплимент и критика, похвала и осуждение можно объединить и в другие пары. Так, похвалу и осуждение объединяют то, что они выражают лишь наше эмоциональное отношению к собеседнику позитивное – похвала, и негативное – осуждение. Соответственно, комплимент и критику объединяют точность в выражении тех качеств, или проявлений человека с которыми мы сталкиваемся.
Для начала опишем, чем же отличается похвала от комплимента при вроде бы схожести в том, что и комплимент и похвала выражают наше позитивное отношение к человеку или коллективу. Комплимент направлен на развитие или усиление какого-либо качества, умения, способности в человеке или коллективе. А такие фразы как «Твоя жизнерадостность меня восхищает», «Здесь собрались действенные и энергичные люди», «Слушая вас, я в восторге от вашего умения говорить с разными людьми на их языке» это комплименты с подпиткой энергией тех или иных качеств.
А похвала только выражает эмоциональное или чувственное отношение к человеку.
Например, фразы: «Ты хороший», «Ты мне нравишься», «Мне с тобой хорошо», «Вы замечательные люди» и подобные, это похвала, или выражение нашего позитивного отношения, к человеку или группе людей.
То же самое мы можем сказать и о критике и осуждении. Критика выявляет конкретные качества или действия негативные с точки зрения критикующего, а осуждение выражает просто негативное отношение без детализации.
Например «Как ты меня уже достал», «Ты плохой», «Мне с тобой плохо», «Послушал я твою лекцию и она мне не понравилась» — это осуждения. Другие варианты: «Как ты меня уже достал своим пессимизмом», «Ты плохой, ты эгоист, ты любишь только себя», «Мне с тобой плохо потому, что ты всегда ищешь крайних в других», «Послушал я твою лекцию и то, что ты тараторил и глотал окончания мне не понравилось» — это критика.
По сути, и критика и комплимент показывают человеку, что он должен, по нашему мнению, в себе изменить или уже изменил. А похвала и осуждение, показывают человеку, как он влияет на наше эмоциональное состояние – позитивно или негативно. Как мы уже знаем, за критикой стоит: интерес к человеку; желание ему помочь, хотя и неконструктивным способом, или в неконструктивной форме. Соответственно критикующий ожидает не обиды, а благодарности за внимание, за высокий уровень компетенции в этом вопросе. Но в ответ, как правило, получает, в лучшем случае, молчаливую обиду, а в худшем – громкий скандал с рукоприкладством. Реакция на критику, в общем-то закономерна, если критикующий наполняет собеседника негативной энергии, то собеседник становится хуже. Фраза «Как ты меня уже достал своим пессимизмом» приведет лишь к тому, что у собеседника увеличится количество пессимизма (ослабление зоны сердца, пресса и паха).
Фраза «Ты плохой, ты эгоист, ты любишь только себя» скорее всего, уменьшит любовь к этому конкретному ближнему (нижнее сердце), или среднюю анахату – любовь к себе.
Осуждение же просто проводит разграничительную черту между человеком который осуждает и осуждаемым им. Фразы: «Как ты меня уже достал», «Ты плохой», «Мне с тобой плохо», естественно, приведет только к разрыву отношений, а не изменению поведения партнера к лучшему.
Так, что можно сказать, что комплимент и критика, как впрочем, и похвала с осуждением это две стороны такого важного процесса как внимание. Что интересно, и в случае позитивных высказываний (комплимент, похвала), и в случае с негативных высказываний (осуждение, критика), мы вкладываем свою энергию в собеседника, но при этом получаем разный результат. В одном случае благодарность и позитивные изменения в собеседнике, в другом случае обиду и негативные изменения. Все зависит от того, насколько грамотно мы используем собственную энергию. Наверное, каждый хотел бы вкладывать свою энергию максимально эффективно. И так, как же можно эффективно влиять на людей при помощи похвалы и комплимента, и какой результат, в принципе, можно получить?
Похвала добавляет энергию на «нижнее» или «верхнее» зону сердца, примером могут быть фразы «Ты мне нравишься», «Я Вами восхищаюсь», «Я тобой горжусь» или фраза из мультфильма «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я». И поэтому подходит для того что бы создать атмосферу сплоченности и общности с незнакомыми нам людьми, или для укрепления или поддержания хороших отношений с человеком, или с коллективом (например перед сложным разговором). Особенно эффективна похвала для общения с незнакомыми людьми (холодные контакты, презентация), так как комплименты в этом случае слушаются с некоторым недоверием, люди думают примерно следующие — «Ты же нас совсем не знаешь, откуда такая точность? Наверно ты нам льстишь, так как тебе, что-то нужно».
В отличии от «общего» позитивного воздействия похвалы, комплимент подпитывает энергией строго определенные уровни чакр – качества, умения или способности человека или группы людей. И при правильном применении может творить чудеса. На одном из трехдневных тренингах, где обсуждалась тема комплиментов, одна из участниц применила полученные знания на практике и похвалить сына за наведение порядка на столе, с чем обычно у него были большие проблемы. Она сказала – «Дима, мы сегодня на тренинге учились говорить комплименты, и я рассказала всем как четыре дня назад, ты навел идеальный порядок на своем столе, и я была очень рада, что у меня такой аккуратный сын». Хотя на самом деле, ее сын порядка не наводил, так, что можно сказать, что комплимент был выдан авансом. Сын поинтересовался – «Мам, а когда это было то?», мама сказала, что в четверг. Зайдя в комнату сына на следующий день, она была приятно удивленна, ее энергия вложенная авансом, благодаря комплименту в такое качество своего сына как аккуратность, принесла удивительный результат – ребенок прибрал на своем столе.
И если вы уж решили уделить свое внимание, и энергию конкретному человеку, то лучше заменить критику сразу на то, что даст и пользу человеку и вам. Как одну из техник трансформации любви к людям через критику мы рекомендуем технику «бутерброда», или плюс – минус – плюс. Под плюсами подразумеваются комплементы или похвала, а под минусом критика, но выраженная в форме совета или предложения.
Вот пример применения этой техники. Вместо критикующей фразы: «Послушал я твою презентацию Андрей и то, что ты тараторил, и глотал окончания, мне не понравилось». Мы вначале говорим человеку комплимент или похвалу – это плюс.
— «Андрей сегодня слушая твое выступления на презентации, я услышал в нем много полезной и новой информации».
Затем переформулируем критичное высказывание или его часть в совет или предложение – это минус.
— И ты знаешь, по-моему, если ты будешь давать эту информацию чуть медленнее»
И завершаем еще одним комплиментом или похвалой – плюсом.
— «То, гораздо больше людей получат пользу от этой нужной и полезной им информации».
Естественно комплимент нельзя испортить похвалой, как впрочем, и при похвале назвать лишним комплимент погрешить против истины. Их можно применять вместе, например: «Валентина как у вас получается, так замечательно читать лекцию, умея и поэтапно изложить тему и мотивировать людей к действиям, будьте добры поделитесь секретом?» (похвала + комплимент). От чувства сопричастности к увеличению конкретного умения – хорошо при переходе от дружеского общения, к деловому.
«Валентина послушав вашу лекция «О косметике» благодаря доходчивости и системности в изложении информации у меня все улеглось по полочкам, я в восторге от вашего выступления, вы супер» (комплимент + похвала). От внимания к конкретному умению к чувству сопричастности – хорошо при переходе из деловых отношений к дружеской беседе.
P.S. Благодаря умению говорить комплименты мы развиваем в себе качества таких чакр:
Аджна (зона головы) – внимательное отношение к человеку, замечаем его индивидуальные качества, особенности поведения, умение подбирать комплимент под конкретную цель (повышение уверенности, развитие способности заканчивать начатое, увеличение любви к себе и так далее), умение говорить на языке человека (близкими ему словосочетаниями) …
Анахата (зона сердца) – проявляем эмпатию и симпатию, к человеку.
Вишудха (зона горла) – подбираем форму высказывания, подбираем слова, чтобы выразить желаемое человеку, и желательно формой речи близкой этому человеку.
Муладхара (зона копчика) – говорим комплимент полностью соблюдая правила и цели.
Манипура (зона пресса) – умение выражать свое мнение вслух, не боимся выглядеть странно в глазах другого человека (или других людей).
Критика активирует: аджну, манипуру, муладхару.
Похвала активирует анахату (зону сердца) и муладхару (зону копчика).
Осуждение активирует манипуру (зону пресса) провоцируя возможный конфликт, и закрывает зону сердца.
И в зависимости от того, кому мы говорим комплименты, или похвалу, мы развиваем те или иные уровни вышеперечисленных чакр: если говорим комплимент конкретному человеку – нижний уровень чакр, если себе – центральный, если группе людей, то верхний уровень чакр.
Александр Ильинский
Валентин Ковалев